Чем йога отличается от фитнеса

Отвечу на этот вопрос сразу — отличие в целях, и это отличие кардинальное, и оно обуславливает все остальные различия — в методах, средствах и внутреннем наполнении вообще.

Антикварный магазин в Пондичерри

Впервые я задумалась об отличиях йоги и фитнеса в ходе разговора с коллегой, которая спросила, верно ли на мой взгляд утверждение "йогой тело не построишь". (В скобках замечу, что считаю это утверждение неверным. Занятия йогой помогают достичь прекрасной физической формы и красивого здорового тела с развитыми мышцами. Не будет ни зажатости и негибкости, которые бывают у тех, кто занимается фитнесом, ни слишком широкого, мужеподобного силуэта, лишенного талии, у женщин. Огромных перекачанных мышц тоже не будет, но я и не считаю это красивым. А те примеры, которые приводят оппоненты — дескать, одна женщина десять лет занимается йогой, но выглядит не очень, — мало убедительны. Мало ли кто чем занимается. В наше время занятиями йогой что только не называют.) Но тут нужно определить понятия. 

 

Что такое красота

На эту тему достаточно исчерпывающе, на мой взгляд, высказался Иван Ефремов в романе "По лезвию бритвы". Кроме всего прочего, основная профессия автора — физический антрополог, так что он знает толк в предмете. Устами главного героя Ефремов говорит, что красивым человеческий глаз считает то, что целесообразно. (Эту книгу можно цитировать бесконечно, поэтому я постараюсь привести лишь короткие отрывки и горячо порекомендую ее к чтению всем, кого интересует йога и кто еще не успел ее прочитать.)

…Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений – с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание — это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя. <…>

Существует объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота. Воспринимаемая каждым, без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому подобных условных делений людей. <…>

Каковы общие отправные точки нашего заключения: человек этот красив? Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедеятельности. Красива прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы — мы называем ее гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела — алертности, как сказали бы физиологи. <…>

Итак, тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни, в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает нас и тем самым выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор. Таково биологическое значение чувства красоты, игравшего первостепенную роль в диком состоянии человека и продолжающееся в цивилизованной жизни. <…>

Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины. <…> Длинная шея дает большую гибкость, быстроту движений головы, —  снова эстетическое чувство совпадает с целесообразностью. <…> Заметим, кстати, что тонкая, гибкая талия есть анатомическая компенсация широких бедер для подвижности и гибкости всего тела. <…>

Для мужчин тонкая талия, увы, противопоказана, если они хотят быть действительно мужчинами, могучими и выносливыми, как древние эллины. Я уже говорил, что тело человека не имеет скелетной компенсации позвоночнику спереди. Поэтому, для того чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливым (вспомните об особенностях мужского дыхания), на передней поверхности тела, между ребрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка, да что там, целая стена, сантиметров в пять толщиной, как на греческих статуях. Не меньшей мощности пластины нужны и на боковых сторонах – косые брюшные мышцы. Тут уж не до гибкой талии, в этом месте мужчина становится шире, чем в бедрах, зато приобретает великую мощь.

А у женщин важнее совсем другие, не поверхностные, а внутренние мышцы, способные в прочной чаше удерживать внутренности при огромной дополнительной нагрузке — ребенке. <…> Широкий и крепкий лист поперечной брюшной мышцы стягивает талию глубже косых мышц, до самого лобка, низко поддерживая мышечную чашу живота с помощью еще и пирамидальной мышцы, которая, будучи сильно развита, дает тот плоский живот, о котором мечтают красавицы. Я думаю, что мускульная анатомия вам известна. Упомяну еще, что у хорошо танцующих женщин наиболее сильно развиты средняя и маленькая ягодичные мышцы, а в самой глубине — грушевидная и подвздошно-поясничная. Все они заполняют впадину над вертлугом и дают выпуклую, "амфорную", линию крутых бедер. Можно прибавить развитие самого верхнего конца портняжной мышцы и мышцы, натягивающей широкую фасцию. Если проанализировать мускулатуру превосходно развитых танцовщиц, конькобежек и гимнасток, то мы увидим несколько иное, чем у мужчин, усиление самых верхних частей аддукторов бедренных мышц. Посмотрите на фигуры здоровых, привычных к разнообразному труду деревенских девушек, и вы увидите, что и тут наше эстетическое чувство безошибочно отмечает наивысшую целесообразность.

И так далее.

Автор отмечает также и индивидуальные особенности восприятия красоты, и тот факт что на свой отпечаток на это восприятие накладывает постоянно меняющийся социум. Вот так в наше время в определенном слое общества красивым считается преувеличенное развитие некоторых мышц. Я только хочу отметить, что это преувеличенное развитие в немалой степени идет за счет общей целесообразности, потому что наше тело совершенно в своих функционально идеальных формах, и "улучшение" на деле разрушает общую идею.

У человека, который увлекается "качалкой", меняется пластика. Он двигается, как шкаф — руки врастопырку от грудной клетки, с каждым шагом поворачивается все тело — вещь абсолютно избыточная с точки зрения ходьбы. Качок неспособен быстро отреагировать на ситуацию, его энергетический уровень снижается из-за неловкости движений, обусловленной зажимами в теле. Честно говоря, качок не способен ни на что, кроме качания. Можно, конечно, вспомнить средневековых рыцарей в тяжелых доспехах. Но эти ребята умели фехтовать, что резко меняет дело. То же самое со всеми прочими викингами.

Движения настоящего бойца точны, как лезвие бритвы, он не может по-другому. Работа с дополнительным весом должна компенсироваться развитием ловкости и гибкости, и уж конечно, так называемая "растяжка" — это не выход. Наилучшим способом развития тела является такой, где тело — не цель, а средство. Рыцари носили тяжелые доспехи в бою, чтобы защищаться, и махали тяжелыми мечами, чтобы нападать, и эти ситуации давали абсолютно все для гармоничного развития.

И тут мы подходим к основному — к цели занятий.

В практике йоги должно соблюдаться очень важное правило, которые мы называем вайрагьей и подразумеваем под ним непривязанность к внешним результатам действий.

 

Вайрагья — отрешенность

Собственно, это понятие намного шире и является одним из ключевых в философии йоги, его переводят обычно как "отрешенность" или "бесстрастность". Вот что об этом говорит Макс Мюллер в своей книге "Шесть систем индийской философии":

О нем [бесстрастии — вайрагье] постоянно говорится как о высшем свойстве не только аскета, но всякого человека. Иногда это бесстрастие обозначает только то, что мы называем ровным и сдержанным характером истинного джентльмена, но оно означает также отречение от мира в высшей степени и полное отречение от всех эгоистических желаний.

Впервые упоминаемый в Упанишадах, термин вайрагья затем неоднократно используется в "Бхагаватгите" и становится важной составляющей практической системы йоги Патанджали, наряду с понятием абхъясы (практики). Это два краеугольных камня йогического представления о бессознательном человека, но это отдельная обширная тема.

В нашем случае вайрагья заключается в том, что, занимаясь йогой, мы должны избегать ставить внешние цели. Основной целью является собственное развитие, но ни в коем случае не грудь, талия, ягодицы или освоение какой-то сложной (или несложной) асаны. Даже гибкость, сила и здоровье являются лишь побочными эффектами практики, но не самоцелью. И в этом заключен не только какой-то философский, но и абсолютно практический смысл.

Нередко человек, который занимается йогой, страстно стремится сесть на шпагат, или встать на голову, или достичь еще каких-то зримых результатов, и это всегда приводит либо к явно выраженной травме, которая произошла “случайно” (а на самом деле не случайно, а как раз из-за страстного стремления, которое имеет свойство вытеснять из зоны внимания вопросы правильности и безопасности, и к тому же лишает способности к самоконтролю), либо это стремление создает ряд микротравм, "перекосов", "перегибов", которые до поры до времени никак не проявляются, но приводят к хроническим проблемам и заболеваниям. Из этого правила нет исключений

Это не значит, что плохо или вредно стремиться расти над собой во всех смыслах. Что не стоит даже смотреть в сторону сложных асан. Что нельзя радоваться красивой форме мышц, заработанной собственным трудом. Нет, конечно нет. Просто это не должно являться основной целью.

И в этом, на мой взгляд, основная проблема фитнеса, где происходит объективизация собственного тела и никаких более "высоких" целей не существует. Это ведет к перекосам как на психологическом, так и на физическом уровне, возникает нездоровая зацикленность и не очень здоровое в перспективе тело. Впрочем, бог с ним, с фитнесом, пусть те, кому это нравится, занимаются себе на здоровье. На самом деле между йогой и фитнесом сходства очень, очень мало, оно может быть только внешним, и то если смотреть издалека.

А что касается йоги, я думаю, вайрагья обеспечивается соблюдением Ишвара пранидханы — пятого принципа Ниямы. Не секрет, что Яма и Нияма являются сводом техники безопасности для занятий йогой, соблюдение которой абсолютно необходимо. Напомню, что Ишвара пранидхана переводится как преданность Божественному, Абсолюту, высшей степени сознания и означает посвящение всех своих действий высшей цели.

И вновь я хочу остановиться на практическом аспекте такой установки — в рамках физической гимнастики йогов. Как я уже говорила и буду повторять столько, сколько потребуется, йога — это развитие нервной системы через тело, развитие психических способностей и в перспективе — сверхспособностей. Мозг живет отнюдь не только в голове, как многие думают. Когда я слышу мечты о том, как люди станут овощами, к голове которых подключат электроды, мне даже лень раскрывать рот, чтобы что-то возразить. Это настолько глубокое непонимание всей человеческой природы, что возражать действительно бесполезно. Все наши мысли, эмоции и чувства распространяются по нейронным связям по всему телу, нервная система едина, и недостаток даже кусочка мизинца на ноге требует компенсации (что тоже может стать лишним поводом для развития). Одни виды деятельности способствуют углублению этих связей и созданию все новых и новых, а другие — вообще нет. И мне представляется очень логичным, что такое телесное развитие, которое не развивает, скажем так, телесный интеллект, не ведет ни к чему, не приносит никаких выгод, одни неудобства. Можно стать неповоротливым шкафом с неестественно раздутыми мыщцами. Вот тут уже можно подключать электроды, мне кажется.


Если вам нравятся материалы этого сайта, вы можете оказать материальную поддержку проекту: .