Эти глупые финны, или Что такое расслабление и зачем оно нужно

Так что же такое расслабление, если мы говорим о йогической практике?

Практика расслабления

© Фото : Yle/ Antti Kolppo

 

Расслабление всегда содержит три аспекта: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для простоты я буду говорить о физическом и психическом расслаблении, поскольку слово "интеллектуальный", возможно, не совсем верно в данном контексте. Точнее будет сказать, что мы отпускаем свое тело, свою волю, свой разум и чувства с эмоциями.

Вначале мы устраняем всякое движение. Движение – это работа мышц. Если мы носим воду, выполняем физические упражнения, пишем, вяжем – мышцы работают, и дополнительно к тому трудится наша нервная система, которая этой работой и управляет. Мертвое тело не может двигаться, хотя мышцы у него есть. И мертвецки пьяное – не может. Даже если мы стоим, или сидим, или лежим в позе, отличной от классической шавасаны – тело продолжает работать. Поэтому мы ложимся и создаем все условия для того, чтобы полностью убрать всякую работу. Мы начинаем наблюдать за тем, что происходит, и с некоторым удивлением (если мы не сталкивались с этим раньше) обнаруживаем, что мышцы пытаются продолжить трудиться. Напряжение крайне неохотно покидает различные участки тела. Некоторые из них оно так и не покидает вовсе. Если мы достаточно опытны и внимательны, мы также замечаем, как напряжение в одних частях тела отзывается в других. Сам процесс подобного наблюдения составляет начальные этапы практики расслабления.

В ходе этого наблюдения можно заметить, как разные мысли, которые неизбежно будут приходить в голову, заставляют напрягаться те или иные мышцы. Любые телесные зажимы имеют психосоматическую природу. Можно сказать, что наше тело стареет, болеет и умирает не потому, что изнашивается, как брюки или плащ, а потому, что в нем накапливаются телесные зажимы, которые препятствуют нормальной, естественной и слаженной работе всех систем организма. Пока мы дети и растем, мощный импульс роста, постоянно изменяющий наше тело, нивелирует все эти разрушительные блоки, как бурный поток, сносящий жалкие плотинки, которые пытаются построить люди. Как только мы перестаем расти, мы начинаем стареть – как раз поэтому. Жизнь – это стресс (и боль тоже). Стресс всегда отражается на физическом уровне. Это он заставляет сутулиться и втягивать голову в плечи. Хмурить лоб, так что на нем появляются борозды, бугры и морщины. Стискивать челюсти и поджимать губы, так что нижняя часть лица становится дряблой и обвисает. Напрягать диафрагму, так что вываливается брюшко, а внутренние органы живота тем временем опускаются, и пространство между ними заполняется жиром. Тело старится не как плащ, ткань которого истирается, а нитки рвутся. Тело ведь живое, и вместо старых клеток рождаются новые, то есть наши ткани обновляются. Тело портится, как довольно новый плащ, который мы, вместо того чтобы носить, завязываем в узел и что есть силы лупим этим узлом по стене. Или, скорее, завязываем в узел, берем за концы, и тянем, тянем без конца... Если бы мы были жизнерадостными овощами, коим не свойственна никакая мыслительная деятельность и незнакомы эмоции, мы были бы всегда гладенькими и новенькими, как младенцы. Впрочем, у этой картины есть своя неприглядная сторона.

Ну а хорошая новость заключается в том, что неизбежное напряжение, возникающее в ходе жизни, можно и нужно нивелировать. Именно в этом первая цель практики расслабления.

Итак, когда мы ложимся в шавасану, мы создаем все возможности для того, чтобы тело расслабилось. А для того чтобы наш ум не создавал, несмотря на правильную позу, все новые и новые очаги напряжения, мы даем ему занятие. Потому что такова природа нашего ума – он не способен бездействовать, его можно только увлечь, чтобы обуздать.

Ум (в данном случае можно сказать "мозг" – так будет конкретнее, тогда как "ум" – это метафорическое понятие, термин, используемый в йоге и звучащий на санскрите как "манас") работает даже во сне. Именно поэтому практика целенаправленной релаксации дает мозгу гораздо более качественный отдых, чем зачастую сон. Сон, конечно, совершенно необходимая часть жизни, и релаксация его нисколько не заменяет. У нее другие задачи. Какие же? Повторю еще раз сказанное в начале.

Задача релаксации – снять физическое и психическое напряжение, а именно – застарелое, привычное напряжение, так называемые блоки. Именно поэтому релаксация является частью йогической практики и обязательно должна завершать физические упражнения. Просто так улечься на пол – само по себе мало что дает. Мы всю жизнь так или иначе лежим, как минимум треть ее, а что толку. Выполняя асаны хатха-йоги, мы задействуем те участки тела, которые напряжены и блокированы. Именно в этом основной смысл этих самых асан. Выполняя шавасану после практики асан, мы даем возможность этим участкам расслабиться. Это две необходимых составляющих. Напрячь, чтобы получить возможность расслабить – это единственный способ устранить зажим. Даже массажист будет ваши мышцы мять и тянуть, чтобы эти зажимы устранить, а не просто поглаживать. Так что асаны без шавасаны – время на ветер.

За физическим расслаблением следует психическое. Как уже сказано выше, чтобы расслабить ум, мы занимаем его некоей деятельностью. Чем более эта деятельность структурирована, тем лучше будет результат. Просто лежать и думать о том, когда же это все кончится – наименее эффективная практика. Так не только психика, но даже и тело не расслабится. Чуть более эффективно лежать и слушать музыку, например. Да, сейчас есть много так называемой музыки для расслабления. Если вы находитесь на высоком уровне искусства управления своим вниманием – это вполне вариант. Но, скорее всего, на таком уровне вы займетесь чем-то более интересным. Если вы безумно напряжены и совсем не умеете расслабляться – все полезно, что в рот полезло, и расслабляющая музыка в том числе. Но это далеко не самый эффективный способ. Куда лучше вовлекать свой ум в сознательную деятельность на благо расслабления. Таким образом мы используем главный источник напряжения для того, чтобы это напряжение снять, овладевая самым мощным инструментом, который у нас есть.

Один из возможных способов – наблюдать за своим телом, осознавая процессы напряжения и расслабления. Лучше всего это делать в строгом порядке, каждый раз по одной и той же схеме, ничего не меняя. Свобода творчества – не то, что нужно в шавасане. Чтобы расслабиться, вы должны быть спокойны и уверены в том, что все пойдет своим обычным чередом. Вы должны помнить и знать заранее, что вначале ваше внимание будет, например, направлено на стопы, а потом – на голени, а после – на колени, и так от начала до конца. Это снимает тревогу и необходимость контроля. Последнее – пожалуй, самое важное. Мы расслабляемся, когда ничего не контролируем.

Кроме наблюдения за телом, в практиках расслабления широко используется также наблюдение за дыханием. И здесь еще раз подчеркну, это важно: наблюдение противоположно контролю! Ни в коем случае нельзя, расслабляясь, пытаться контролировать свое дыхание,  как-то его менять, что-то с ним делать вообще. Это порой приводит к очень сильному, критическому напряжению всего организма, тела и психики. То же самое верно по отношению к любому из аспектов практики расслабления: мы полностью отпускаем контроль. Все что происходит – просто происходит, само, без нашего участия. Даже если начинаются непроизвольные сокращения мышц, например. Ни этих, ни других неожиданных проявлений собственного тела не следует пугаться – все они, если они действительно самопроизвольны, являются лишь признаками того, что у вас получается, что вы действительно начинаете отпускать контроль.

И вот тогда, когда мы отпускаем свои мысли и чувства, мы тем самым постепенно высвобождаем и психические зажимы. У Свами Сатьянанды, например, в его практике йога-нидры для этого предусмотрено наблюдение за образами, возникающими на "экране по ту сторону лба". Ведущий проговаривает определенные слова, практикующий в это время видит соответствующие образы, самопроизвольно проявляющиеся в его сознании. Свами Сатьянанда обращает внимание, что ведущий должен достаточно хорошо разбираться в психологии и подбирать образы, наиболее подходящие для данной культуры. Таким образом, работа над психическим напряжением идет по тому же принципу – напрячь, чтобы расслабить. Точно подобранный визуальный образ создает в восприятии практикующего вспышку напряжения, которая ни к чему не ведет, так как практикующий к тому моменту находится в состоянии уже достаточно глубокого расслабления, прежде всего телесного. Мышцы его не напрягаются в ответ, связь "импульс – напряжение" разрывается.

Данная техника – далеко не единственная из возможных для работы с психическим напряжением. В тантрической практике широко используется также пропевание биджа-мантр – коротких "корневых" слогов, соединенное с движением внимания по телу и применением визуальных образов. Важно, как я уже говорила, что все это строго упорядочено, структурировано. Ритуал выполняется по заранее известному (и хорошо выученному) регламенту, задействуя как можно больше способностей мозга и психики в целом, как сейчас принято говорить, как можно больше репрезентативных систем, что позволяет высвобождать дополнительную энергию. Такое действие подобно искусно составленной мастером тренировке для тела. Каждая самая маленькая мышца напряглась и потянулась, все связи между ними так или иначе включились, свежий кислород вместе с током крови прошелся по всем капиллярам – и перед нами совершенно свежий, как будто заново рожденный человек. Примерно такой же эффект приносит качественная практика расслабления.

Совершенно случайно я наткнулась в интернете на статью, в которой говорится об опыте, внедренном в Финляндии. На некоторых предприятиях в этой стране в течение рабочего дня выделяется полчаса – час на практику релаксации. Люди собираются в зале и под руководством инструктора занимаются расслаблением. В начале текста вы можете увидеть фото из статьи.

Примечательно, что статья, опубликованная РИА "Новости", называется "В Финляндии приобретает популярность дневной сон на работе". И речь в ней, в довольно легкомысленном ключе, о том, что глупые финны оплачивают своим сотрудникам время, когда те спят. Я не знаю, насколько широко в действительности распространено в Финляндии такое явление. Но те руководители, которые оплачивают релаксацию сотрудников на рабочем месте, вовсе не глупы. Они получают намного более эффективных сотрудников. Я бы сказала, более эффективных, чем они были когда-либо в своей жизни до этого. Постоянное напряжение, в котором живет современный человек (не будем забывать об огромных и неконтролируемых информационных потоках, которые через всех нас проходят), практически блокирует немалую часть его энергии, если он не занимается практиками осознанного расслабления. Опять же, сравню с телом, которое всю жизнь, например, крутит педали велосипеда. Казалось бы, ноги у этого тела должны быть хороши, да? Однако у профессиональных велорикш к середине жизни вздуваются вены, и в общем, со временем (небольшим) они теряют способность крутить педали, вместе со здоровьем, а затем и жизнью. Так и наша психика, не расслабляясь, застывает в одной и то же позе, со временем закрепощаясь все сильней. Сон не приносит того эффекта, который дает йогическая релаксация, но с практикой расслабления качество сна тоже улучшается. Релаксация – это всегда мощный прилив энергии. Она высвобождается из блоков, где она была зажата и поневоле работала на вред человеку, и начинает работать ему на пользу. Высвобождается в том числе творческая энергия. Впрочем, какая хотите. И нет, это не сон.

И, поскольку релаксация – часть практики йоги, я хочу упомянуть еще и том, что релаксация – это медитация. Последовательно очищая ум от загрязнений и наслоений, овладевая искусством управления не только вниманием, но и контролем за собственными психическими процессами, мы постепенно и незаметно, шаг за шагом, переходим из области существования в состоянии обыденного ума к йога-нидре – океану блаженства, который упоминал Яджнавалкья. Я надеюсь, никто не думает, что океан блаженства – это что-то вроде лежать бревном в теплой ванне. (Хотя лежать в ванне – тоже хорошая штука.) Смысл в том, что медитация – это не то, что мы делаем, это скорее то, чего мы не делаем. Как нельзя заставить себя расслабиться, так нельзя заставить себя медитировать.

Впрочем, это уже несколько другая тема. А в следующий раз мы непременно разберем самые практические из практических вопросов расслабления.

 


Предыдущие материалы по теме релаксации, необходимые, на мой взгляд, для понимания данной статьи:

Продолжение темы:


 


Если вам нравятся материалы этого сайта, вы можете оказать материальную поддержку проекту: .