Сегодня я хочу привести один довольно показательный случай из моего опыта. Он связан с практиками расслабления и произошел на семинаре Бал Мукунд Сингха – замечательного учителя йоги, живущего и работающего в Дели. Господин Сингх является прямым учеником и официальным преемником традиции Дхирендры Брахмачари, который был в свою очередь учеником полулегендарного Махариши Картикейи. Бал Мукунд Сингх возглавляет Институт йоги в Дели – государственное учебное заведение. Он является одним из немногих (единственным среди известных мне) ныне живущим йогином в истинном смысле этого слова – он носитель йогической традиции с внятной и внушительно звучащей линией преемственности, а не просто исполнитель позы треугольника.
Предыдущий абзац был написан для того, чтобы придать больше веса последующим словам.
То семинарское занятие, как обычно, завершилось шавасаной. Пока участники расслаблялись в позе трупа, Сингх наговаривал текст, помогающий расслабиться – тоже как это принято. Ничего особенного, выходящего за рамки обычной практики, не происходило до того момента, пока он не произнес слова "прекрасная роза". Преподавательница йоги, которая выполняла роль переводчицы, растерялась и переспросила:
– Лотос?
– Ну или лотос, – охотно согласился Сингх.
И лично мне стало абсолютно понятно, что роза или лотос – в данном случае не имеет никакого значения.
На тот момент у меня был накоплен негативный опыт работы с образом лотоса. Я пользовалась записью йога-нидры одного известного российского преподавателя, где звучали примерно такие слова: "Представьте розовый лотос, распускающийся в области сердца". Точную формулировку я не помню, но смысл – достаточно традиционный. При концентрации внимания на чакрах – узловых точках тонкого тела – используются образы лотоса. Широко известна схема, в которой та или иная чакра обозначена лотосом с тем или иным количеством лепестков. Чакры даже называют иначе падмами – то есть лотосами.
Не знаю, почему в тексте той йога-нидры лотос был именно розовым – возможно, просто в силу фантазии автора. Так или иначе, розовый лотос в области сердца у меня никак не распускался. На самом деле я никогда в жизни не видела лотосов. Я решила не сдаваться и нашла в интернете картинку – на тот момент в интернете была всего одна картинка с розовым лотосом. Но и она не помогала. Мне не хватало чувственного, эмоционального наполнения образа. Я напрягалась, пытаясь вообразить то, чего никогда не видела.
С розой все прошло легко и непринужденно. Напрягаться, чтобы вообразить ее, оказалось не нужным. Как истинный мастер, Сингх учел культурные особенности аудитории и пренебрег формой ради содержания. Но этот пример стал для меня отправной точкой для размышлений. И вот что я могу сказать на текущий момент.
О сути вещей
В стремлении быть святее всех святых мы очень часто слепо копируем составляющие практики йоги, и нам даже иногда кажется, что у нас все получается. Но главным критерием "получаемости", мне кажется, является степень понимания. Действительно, можно (и зачастую нужно) повторять одно и то же действие вновь и вновь, но оно должно приводить к какому-то результату, кроме приятной мысли "вау, я занимаюсь йогой, я крутой". Даже эта мысль перестает греть, если результата нет и нет. Результат может быть выражен по-разному, но когда он достигается, возникает понимание, например: "Так вот зачем я все эти сто лет стояла в бурном потоке на одной ноге! Чтобы стать женой Шивы!" Это в том случае, если вы и правда не знали, зачем стоите. В менее экзотических случаях достаточно совсем небольшого времени и количества повторений, чтобы понять, есть ли результат. Чем больше опыта, тем понятнее. Опытный человек заранее может оценить, насколько эффективен предполагаемый ход событий.
Приведу пример. Практика переживания собственной смерти в том виде, в котором она используется для людей, воспитанных в индийской культуре, не работает для современных европейцев. Для тех, кто не в курсе, вкратце поясню. Практика заключается в том, что в процессе расслабления используется визуализация процесса собственных похорон. Это обряд, который прекрасно знаком индийцу, который он видит с детства, и кстати, не находит в нем ничего особенно пугающего. Но его, как и любого человека, пугает перспектива собственной смерти. Смысл практики — в том, чтобы принять сам факт своей смертности. Привыкнуть к нему, что ли. Поэтому визуализация делается в состоянии йога-нидры. Освободиться тем самым от страха, потому что страх блокирует энергию – попросту говоря, мешает жить, не принося никакой конкретной пользы. Это просто эмоция, мы все равно все умрем, независимо от того, насколько мы этого боимся.
Для индийца, проходящего мысленно через обряд сожжения собственного трупа, со всеми мелкими деталями, смерть становится более близкой и родной. А теперь спросите себя, насколько вам знаком похоронный обряд? В свое время я занималась полевой работой на Русском Севере и мне посчастливилось встретить профессиональную плакальщицу, которая рассказала об обряде почти так же полно, как это было описано в опроснике. Но ее профессиональные познания относились скорее к прошлому. Ее односельчане обряда не знают, он практически ушел в прошлое.
Без зримых выпуклых образов нам не из чего построить практику. Выполнять ее на материале чужой культуры – бессмысленно, она не сработает. Образы должны быть наполнены личным опытом, эмоциями.
Вернемся к лотосу. Сам по себе лотос – просто цветок. Он красивый, и это важно. Важно именно потому, что наблюдение красоты природы рождает в душе человека определенные чувства. И в процессе работы с практиками созерцания, самонаблюдения важны именно эти чувства, связанный с образом накопленный эмоциональный багаж. Если багажа нет – нет и работы. Нет никакого сакрального смысла в лотосе. Так, Мантэк Чиа, представляющий даосские практики, адаптированные для западного пользователя, предлагает сосредоточиться на образе прекрасного цветка, распускающегося в области сердца. Просто цветка. Выбирайте сами, какой больше нравится. Это может быть абстрактный цветок, порожденный вашей фантазией.
Я бы сказала, что нет вообще ничего святого в йоге, но это не так. Йога – это путь к расширению возможностей человеческого духа. Первым шагом к такому расширению является осознанность действий. Мы хотя бы задаем себе вопрос: почему? Что я делаю? Чего я хочу достичь? Вместо того, чтобы радостно бежать на очередной модный кружок по "медитации", где тебя будут окучивать гонгом или тибетскими чашами, только плати. Такие вещи дискредитируют йогу в глазах здравомыслящих людей. А! Йога? Это где поклоняются лотосу и окуривают все благовониями? – спросят здравомыслящие люди. И я этих людей очень хорошо понимаю. В йоге нет места поклонению и прочим подобным вещам. В йоге все осмысленно и подчинено строгой цели. Тонкое тело, чакры, карма и все остальные вещи, кажущиеся мистическими, на самом деле являются точными и конкретными инструментами работы над собой. Нам очень повезло, что у нас есть возможность пользоваться этими инструментами. От адепта, в свою очередь, требуется искреннее душевное и интеллектуальное усилие. Усилие — ключевое слово, пожалуй. Вот это святое.
Вполне ожидаемо, когда постороннему человеку слово "карма" напоминает лишь о глупых суевериях. Странно и очень грустно, когда люди, практикующие йогу, демонстрируют понимание этой концепции на этом уровне. Тогда как это очень точно сформулированный закон – любое действие или намерение имеет свои последствия. Это концепция, побуждающая человека взять наконец ответственность за свою жизнь. Иногда кажется, что большинство пользователей поступают с точностью наоборот, сваливая ответственность за свое бездействие или ошибки на некие несуществующие силы.
И так далее, друзья, и так далее. Этот грустный список можно продолжать до бесконечности. Хотя бы они не поминали светлое слово "йога" всуе. Но это все мечты.
P.S.: Я, конечно, по своему обыкновению немного все утрирую. Но только немного. На самом деле изымать образ лотоса из контекста йоги – довольно рискованное мероприятие. Но вы понимаете, о чем я.