Зачем эти асаны и что такое на самом деле "растяжка", если мы говорим о йоге

Каждый, кто хоть раз посещал йога-класс, обратил внимание, что занятие обязательно завершается расслаблением. Это не просто одна из важных составляющих практики йоги, это неотъемлемая ее составляющая. Без расслабления нет йоги. Несколько заостряя вопрос, можно сказать, что мы выполняем все предшествующие асаны только для того, чтобы в конце концов сделать шавасану. Осваивая умение расслабляться в шавасане, мы переносим это состояние во все другие асаны, да и в свою повседневную жизнь – оно там не помешает, а только поможет.

Неправы те, кто считает расслабленное состояние – аморфным, лишенным энергии, неким подобием сна наяву. Такое положение дел говорит скорее о чрезмерном напряжении. Если перегородить русло реки валунами, река не сможет течь дальше. Так и энергия течет только тогда, когда русло более-менее свободно. Расслабленный человек полон сил, он направляет свои усилия целенаправленно и получает от них максимально возможный эффект.

Расслабление – это просто отсутствие напряжения, так оно и определяется, от противного. (Поэтому полное расслабление при жизни невозможно, но к нему нужно стремиться.) Напрягать свои силы для достижения цели – нормально и естественно. Но, практикуя йогу, мы начинаем обращать внимание, насколько адекватно усилие результату. И оказывается – нет, не адекватно. Когда мы очень стараемся (а особенно когда что-то не получается), мы непроизвольно хмурим лоб. Сжимаем челюсти и даже кулаки. Это легко заметить, это лишнее напряжение, которое лежит на поверхности. А сколько такого напряжения мы даже не замечаем, не в состоянии почувствовать! Мы обращаем свое внимание именно на это, когда выполняем те или иные асаны (по крайней мере, должны). Асана – это не внешняя форма, которую мы повторяем за ведущим. Это умение напрячь только те мышцы, которые необходимы для удержания позы, и не напрягать те, которые не нужны. На деле часто выходит так, что мы не в состоянии отпустить "паразитное" напряжение, но мы по крайней мере обращаем на это внимание и отдаем себе отчет в том, что происходит.

Притом физическое и психическое в теле взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это значит, что, напрягаясь физически, мы напрягаемся эмоционально, и наоборот. Напряжение это накапливается, формируя так называемые блоки – физические и психические, которые являются не чем иным, как участками (в прямом и переносном смысле) привычного напряжения. Это напряжение, которое человек уже не может отпустить по своему желанию. Через эти участки энергия не течет (в прямом и переносном смысле). Если говорить о физическом теле, блоки – это застойные явления, затрудненный или даже отсутствующий ток крови и лимфы, что является причиной хронических заболеваний. Если говорить о психической составляющей – все выглядит примерно так же, и тоже так или иначе приводит к  хроническим заболеваниям. Но притом – мешает току жизненной энергии, не дает наслаждаться жизнью и развиваться, отнимает силы, утомляет. Как, впрочем, и физические болезни.

Поэтому так много внимания в йоге уделяется тому, что некоторые ошибочно называют растяжкой. Я не люблю, когда это слово употребляется по отношению к йоге, поскольку, на мой взгляд, это выдает ошибочное понимание процессов и целей. Цель вхождения в предельные позы – почувствовать свой блок, вывести бессознательное напряжение на сознательный уровень. (Разумеется, предел у каждого свой, поэтому так важно не путать божий дар с яичницей, считая, что целью асаны является дотянуться руками до ног или  чем-то там еще к чему-то еще.) В принципе, это все. Осознать свое напряжение – это все, что мы можем сделать для расслабления, больше ничего делать не нужно. Дальше мы наблюдаем за самим собой. За тем, какие эмоции вызывает напряжение, то есть мы начинаем выводить на поверхность сознания не только физическое, но и психическое напряжение. Все свое внутреннее сопротивление мы можем "увидеть", наблюдать отрешенно, не вовлекаясь. Это и есть основной инструмент в практике йоги. Постепенно, последовательно овладевая этим инструментом, мы получаем все больше сознательного контроля над самим собой.

Это длительный, растянутый во времени процесс, его нельзя форсировать, просто не получится. Курс молодого бойца длиной в две недели, возможно, что-то и дает, но непонятно, какой ценой. Поскольку отрешенное наблюдение возможно только в том случае,  когда дискомфорт и внутреннее сопротивление не превышают определенный порог. Превышать порог дискомфорта – значит наносить себе травму. Сознательно наносить себе травму возможно только при условии разотождествления со своим телом, что противоречит самой сути хатха-йоги как системы психофизической тренировки. Если я не доверяю сигналам собственного тела, то на основании чего я буду осуществлять самоконтроль? За чем я буду наблюдать? Любая моя эмоция в конечном счете является суммой сложных физико-химических взаимодействий в моем теле. Отвергая сигналы тела, требующие прекратить то, что я делаю, или чуть вернуться назад, я теряю единственный ориентир. Дальше вся моя энергия уходит только на игнорирование сигналов тела, что по сути можно описать простыми словами "сцепить зубы и терпеть". На этой стадии нет расслабления, а значит, невозможны никакие тонкие психические процессы. Но психика милосердно создает нам разные глюки, чтобы облегчить страдания, которые мы можем по невежеству и при большом желании принять даже за просветление. Все это не имеет никакого отношения к йоге, где работа над сознанием происходит исходя из того факта, что сознание находится в теле, обусловлено телом и не существует само по себе. Поэтому мы и используем тело в качестве инструмента – по возможности искусно и безусловно со всем уважением.

 


Если вам нравятся материалы этого сайта, вы можете оказать материальную поддержку проекту: .